Главная » 2015 » Апрель » 15 » Семь мифов о преподавании

Семь мифов о преподавании

Быть преподавателем — это всегда творческая интеллектуальная деятельность с невероятной отдачей. А ещё это непредсказуемо и чертовски сложно, отсюда и многочисленные мифы о труде преподавателя.

Заблуждения всегда вредны, поскольку плодят неоправданные ожидания, а вслед за ними — разочарования. Вдохновлённые фильмами о педагогических подвигах, душевной силе и мудрости учителя, всепроникающем масштабе его личности, который с лёгкостью справится с любыми проблемами и зажжёт сердца своих студентов, мы ждём подобных повседневных подвигов от всех.

Есть и другие заблуждения родом с другой стороны реки — те мифы, которые произрастают в среде чиновников, завучей, администрации отделов по образованию. Но нет, преподавание — это в большинстве случаев не Carpe Diem, как в фильме «Общество мёртвых поэтов», и не идеальная статистика успеваемости студентов.

Профессор Ланкастерского университета в Великобритании и автор книги «Рефлективное преподавание в высшем образовании» Пол Эшвин собрал самые вредные мифы о работе преподавателя и объяснил, что не так с нашим восприятием этой профессии.

Преподавание призвано вдохновлять личности

Это заблуждение превосходно культивируется Голливудскими фильмами, где воспевается образ превосходного учителя, вдохновляющего своих учеников, меняющего их восприятие и навсегда оставляющего след в их жизни. Так не бывает!

Преподавание, меняющее жизнь, — это всегда плод взаимодействия и совместного творчества между преподавателем и коллегами, преподавателем и учебным отделом, преподавателем и студентами. Создание даже костяка учебной программы, в которую затем привносится нотка индивидуальной харизмы преподавателя, требует работы огромного количества профессионалов, опирающихся на прошлый успешный многолетний опыт и пытающихся спрогнозировать потребности будущего.

Это серьёзная научная аналитическая работа. Увлекательные лекции в этом деле — лишь обёртка. Верить в то, что всё зависит от учителя — это как верить в то, что в гениальном фильме всё зависит от игры актёра. За тем, что мы видим на экране, лежит невидимый пласт работы операторов, декораторов, режиссёров, сценаристов и осветителей. У того, что мы видим в аудитории, тоже есть своё закулисье.

Превосходные учителя всегда хороши, а посредственные учителя такими и останутся

Крайне опасное заблуждение по той причине, что оно отбирает у преподавателей мотивацию к развитию. Успешный учитель, обладающий необходимыми личностными качествами, может остановиться в своём росте, потому что у него и так всё получается; учитель, которому приходится беспрестанно справляться с потоком собственных ошибок и работать над собой, постепенно теряет желание это делать и начинает задумываться — а вдруг он свернул в этой жизни не туда? Здесь необходимо помнить, что даже успешные учителя (те, кого принято называть «прирождёнными учителями») за время своей работы совершат невероятное количество ошибок, и от них не застрахован никто.

Почему мы не требуем гениальности от каждого бухгалтера, юриста или программиста, а учителю запросто можем сказать: «Ты знаешь, ну не каждому же дано...»? Мы забываем, что существует множество подходов к обучению, и поиски единственно верного, универсального и эффективного для всех — это тупиковый путь. Ограничивая вход в профессию и позволяя удерживаться в ней только тем, кто имеет к этому ярко выраженный талант или предрасположенность, мы ограничиваем сами себя.

Хороший учитель всегда ориентирован на ученика

Прекрасное утверждение, полное гуманизма и уважения к индивидуальности, и почти растерявшее свой смысл. Мы опасно заблуждаемся, думая, что работа преподавателя состоит в том, чтобы твой предмет полюбили все. Во-первых, это невозможно, а во-вторых, это грозит скатыванием в популизм и подменой ценностей. Задача преподавателя состоит прежде всего в том, чтобы передать информацию из конкретной области знаний группе студентов, и сделать это максимально эффективно.

Преподаватель, в отличие от студентов, обладает объёмным видением своей дисциплины и представлением о том, с какого угла лучше рассмотреть ту или иную проблему, чтобы студенты поняли ценность её решения. Задача преподавателя — не нравиться ученикам, не переходить на уровень балагурства и развлечения ради удержания внимания, а выполнять роль фонарика в пока тёмном для студентов чулане знаний.

Обучение зависит от формата преподавания

Уже не один десяток лет мы слышим о том, что формат лекций умер. При этом мало кто увидит разницу между лекцией для малой группы и семинаром для большой аудитории. Если спросить слушателей небольшого университетского семинара численностью до 12 человек о своих впечатлениях после занятия, мы с удивлением услышим абсолютно разные мнения (автор статьи действительно опрашивал студентов Оксфордского университета).

Одни скажут, что на занятии был настоящий обмен идеями, в течение которого что-то новое узнавали и студенты, и преподаватель — то, что мы воспринимаем как семинар. Другие увидят в этом формате обычную одностороннюю передачу информации от преподавателя группе — то, что мы воспринимаем как лекцию. Что это означает? Это означает, что мы интерпретируем учебный процесс в зависимости от того, что мы сами желаем получить в ходе обучения. Вовсе не формат и не метод преподавания определяет учебный процесс. Учебный процесс определяется совместно поставленными учеником и учителем целями.

Экзамены — зло и от них нужно избавляться

Многие согласятся с тем, что, если студент глубоко понимает предмет, у него не возникнет трудностей при сдаче экзамена, даже если он не знает, в чём он будет состоять. Что происходит без понимания предмета? Обучение в этом случае сводится к подготовке к экзамену. Именно эта проблема имеется в виду, когда начинается критика современной системы экзаменов и аттестации. Тем не менее, даже без учёта требований централизованного тестирования студенты всегда думали и думают о том, какие ключевые знания им нужно получить в процессе изучения той или иной дисциплины.

Это, между прочим, один из основных навыков обработки информации — выделить ключевые элементы и найти между ними взаимосвязи. Подготовка к экзамену работает неправильно и столь же полезна, как горчичники при запущенной пневмонии, если:
а) сами экзамены проверяют совсем не понимание принципов и концепций, а знание фактов, и
б) не были заложены фундаментальные основы для понимания ценности изучения дисциплины.
Мнение студентов — ничто, статистика — всё

Заблуждение, обратное изложенным в первых трёх пунктах нашего хит-парада. Это важный вопрос оценки качества образования. Что принимать во внимание при оценке работы преподавателя? Средний балл за семестр? Оценку на экзамене? Оценку за дипломную работу? Средний балл группы студентов? Средний балл потока? Кто поработал лучше — профессор биологии, чьи студенты получили повышенный балл при прохождении выпускных экзаменов по профильному предмету, или преподаватель отечественной истории, добившийся того, что худшая группа в потоке получила удовлетворительные отметки? Сложный вопрос.

И на этот вопрос поможет найти ответы мнение самих студентов. Как правило, если узнать о впечатлениях учащихся, это многое скажет о качестве преподавания и ведения курса. Конечно, впечатление — вещь субъективная, но оно даёт пищу для размышлений.

Молодёжь уже не та

Мы часто слышим, что нынешняя молодёжь не хочет ничего знать, ничем не вдохновляется, а желает лишь побыстрее получить необходимые навыки, чтобы начать зарабатывать деньги. Не стоит даже упоминать, что следующее поколение всегда отличается от предыдущего, и ностальгические нотки в восприятии прошлого, как правило, заставляют нас романтизировать достижения предыдущих поколений. Отсюда, кстати, и известная фраза на каждом школьном и институтском выпускном, которая говорится каждому выпуску: «Вы — лучшая группа за всю историю! Таких, как вы, больше не будет!». Это небольшая формальная ложь во благо.

Молодёжь во все времена схожа в одном: они хотят превосходить наши ожидания и ломать наши представления о действительности. Задача преподавателя здесь — оберегать будущие поколения от безуспешных попыток изобретать колёса и велосипеды и совершать бездумные революции. Задача преподавателя — показать велосипед, рассказать о его модификациях и истории, увлечь поиском новых знаний о видах велосипедов и предложить решить проблему велосипедных дорожек. А потом, кто знает, опыт с велосипедами станет первым шагом к изобретению звездолёта. link

Просмотров: 425 | Добавил: DomSport | Рейтинг: 0.0/0

Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Апрель 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0