Большинство из образовательных ресурсов на самом деле несвободные
Ричард Столлман, борец за свободное программное обеспечение:
Лучше не называть материалы контентом, так говорят руководители бизнеса, которых беспокоят только деньги, а не смыслы.
Если мы называем учебник продуктом, мы рассматриваем его с экономической точки зрения, а это сильно влияет на восприятие.
Я призываю преподавателей и студентов отказаться от производства несвободных материалов. Если меня вдруг пригласят поучаствовать в создании MOOC, я сразу спрошу, будет ли их лицензия свободной.
Очень многие физики не принимают идею эволюции, то есть не понимают
Наш мозг – это огромная сеть. Она очень похожа на сеть огней в большом городе или сеть интернета, социальную сеть.
86 миллиардов огней. Это больше, чем какой-либо город, который мы видим и знаем. И они связаны между собой. Они ещё имеют провода. Это физически связанная сеть. Но наш разум автоматически не живёт в этой сети, он должен там появиться. И он появляется как гиперсеть.
Ключевое слово для понимания разума, на мой взгляд, теория, которая описывала то, что из себя представляет разум, что это тоже сеть. Это сеть, в которой элементами являются элементы нашего субъективного опыта. Они могут быть разными, они могут быть целостными воспоминаниями.
[Это сеть над сетью.] Когда вы говорите, что сеть, у вас сразу же возникает: первое – у сети должны быть какие-то узлы, единицы, которые должны быть как-то связаны.
Вы можете потянуть за одну, узнать, какие активируются другие. Когда я вам скажу "Том ... Читать дальше »
Дарвин утверждал , что мы произошли от обезьяны, и дальше следует длинное опровержение: ну, разве мы похожи с обезьяной?
Александр Марков - палеонтолог:
Все дело в том, что мы понимаем под словом "обезьяна". Тут еще надо учитывать , что в русском языке слово "обезьяна" обозначает и мартышкообразных обезьян, и человекообразных вместе. Мы всех их называем одним словом "обезьяны".
В английском языке, на котором писал Дарвин, это 2 разных слова: monkeys – это мартышкообразная обезьяна, apes – это человекообразные обезьяны. Поэтому тут еще путаница происходит из-за этого. Но русское слово "обезьяны" соответствует вполне определенно группе организмов, естественной группе, то есть происходящей от общего предка, к которой относятся обезьяны Нового света, обезьяны Старого света.
Обезьяны Старого света делятся на мартышкообразных и человекообразных. Человек, наш вид, - это веточка на кусте человекообразных обезьян, то есть, формально говоря, мы относимся к обезьянам.
Мы даже не произошли от обезьян, а
...
Читать дальше »
Как изучать физику, чтоб было всё понятно?
Для изучения физики написана гора литературы. Обычный школьник или студент, не желающий разбираться в физической науке, реагирует на подобные книги двумя способами.
«Книга хорошая. Но не для меня. Я ж в этом деле не специалист. Читаешь-читаешь, ничего не понятно — ну и пропади оно пропадом!»
Или: «Книга хорошая. Так понятно всё. Пока читаю — ну всё понимаю. А иду отвечать — ни в зуб ногой! Где, что? Видно, я этому никогда не научусь — тупой я в этом деле!» Одно слово - гуманитарий.
...
Читать дальше »
Что больше всего расстраивает учителей?
Американская федерация учителей (AFT) опросила несколько десятков тысяч преподавателей о тяготах их работы, сообщает журнал EdSurge.
Исследование, посвященное стрессовым факторам среди учителей, проводилось в конце мая в социальных сетях – анкету из 80 вопросов заполнили более 30 тысяч преподавателей. Результаты заставляют задуматься: почти 100% участников отметили, что имели большой энтузиазм в начале своей карьеры, но 46% учителей успели его утратить к моменту прохождения опроса.
Среди наиболее удручающих факторов преподаватели отметили две: внедрение новых инициатив без необходимой профессиональной подготовки (71%) и негативные отзывы об учителях и других сотрудниках школы в интернете (55%). Помимо этого, участники пожаловались на большие размеры классов, стандартизированные тесты и негибкие учебные планы.
Президент AFT, Ранди Вайнгартен, так прокомментировала результаты опроса: «Мы требуем от учителей, чтобы они
...
Читать дальше »
Зачем нужно образование?
Сегодня опять один из студентов затянул песню про отсутствие образования у разных, биловгейтсов, о том, что диплом проще купить, что для работы диплом не нужен и т.д.
До некоторого времени у меня не было ответа на этот вопрос, но с тех пор как я начал читать и смотреть материалы о мозге, ответ созрел.
Образование – то, что остается после того, когда забывается всё,чему учили.
А. Эйнштейн.
Сколько волка не корми, он всё в лес смотрит.
Пословица.
Дело в том, что у нас есть природные (генетические) инстинкты, а есть социальные. Эти социальные инстинкты формируются в зависимости от того, при каких внешних условиях развивается мозг человека.
А так как мозг формируется до 17 лет, то очень важное значение имеет внешняя среда. Потому что социальные инстинкты - это то, чем мы отличаемся от животных.
Попугай о ... Читать дальше »
Семь мифов о преподавании
Быть преподавателем — это всегда творческая интеллектуальная деятельность с невероятной отдачей. А ещё это непредсказуемо и чертовски сложно, отсюда и многочисленные мифы о труде преподавателя.
Заблуждения всегда вредны, поскольку плодят неоправданные ожидания, а вслед за ними — разочарования. Вдохновлённые фильмами о педагогических подвигах, душевной силе и мудрости учителя, всепроникающем масштабе его личности, который с лёгкостью справится с любыми проблемами и зажжёт сердца своих студентов, мы ждём подобных повседневных подвигов от всех.
Есть и другие заблуждения родом с другой стороны реки — те мифы, которые произрастают в среде чиновников, завучей, администрации отделов по образованию. Но нет, преподавание — это в большинстве случаев не Carpe Diem, как в фильме «Общество мёртвых поэтов», и не идеальная статистика успеваемости студентов.
Профессор Ланкастерского университета в Великобритании и ав
...
Читать дальше »
Что же такое внимание с точки зрения когнитивных исследований ?
Борис Митрофанович Величковский - советский, российский и европейский психолог:
В классической психологии внимание определялось как состояние моноидеизма сознания, когда некая идея полностью овладевает человеком и определяет его действия.
Кроме координации ресурсов внимания (интерфейс матери и ребенка) существуют другие способы управления им, основанные на привлечении, а иногда, так сказать, и на захвате внимания, позволяющем манипулировать человеком.
Такими приемами пользуются фокусники, специалисты по рекламе, продавцы и мелкие жулики. Для этого иногда в процесс взаимодействия вводится какой-либо движущийся объект (так действуют наперсточники) или человек вовлекается в процесс коммуникации (уличные лотереи).
Внимание может привлекаться внешними факторами, что позволяет сделать вывод о существовании относительно автоматических его механизмов, реагирующих на движение, резкие контрасты света и тени, смену цветов и звуков.
Интенсивное вни ... Читать дальше »
Нажимать на паузу чаще и менять пластинку реже — надежный способ услышать больше, а вовсе не меньше!
Информационная война, какой бы патетичной она порой ни казалась, выхолащивает, измельчает слова и мысли. Только дело здесь, как ни странно, вовсе не в войне. Оно в информации — и наших способах взаимодействия с ней.
Да, в нынешних реалиях все приобрело особенно горький и безумный привкус, но еще годы назад Николас Карр сосем не случайно назвал свою программную книгу — впечатляющий набор фактов о том, что происходит с человеком в современной медиасреде, — броским «The Shallows», говоря о пугающем обмелении и уплощении мира вокруг.
Карр пишет о многом, вплоть до изменений в нейронных связях, но его главный посыл ясен сегодня и без всяких научных выкладок, он стал фактически общим местом: цифровая революция породила радикально новый информационный ландшафт, в котором огромное число людей непрерывно производит и потребляет миллиарды сообщений, изображений, видеофрагментов, коротких обрывочных текстов.
...
Читать дальше »
Как справиться с наиболее распространенными когнитивными диссонансами
Американскому ученому-когнитивисту Дэниелу Деннету не свойственны нелогичное мышление и банальные истины — его материалистическая философия не оставляет места для мистических спекуляций или сентиментальности: особенно в трактовке таких понятий, как сознание, религия или добрая воля.
Его последняя книга — Intuition Pumps And Other Tools for Thinking — хитроумное пособие, рассказывающее о том, как справиться с наиболее распространенными когнитивными диссонансами.
✏ Используйте свои ошибки
Первый совет Деннета рекомендует безжалостную интеллектуальную честность перед самим собой, самоанализ и познание путем проб и ошибок. В типичной для себя манере философ замечает: «Сделав ошибку, вы должны сделать глубокий вдох, сжать зубы и изучить собственные воспоминания о ней настолько беспощадно и бесстрастно, насколько только сможете». Этот совет близок к научному методу, в котором каждая ошибка — возможность научитьс
...
Читать дальше »